В современных постсоветских республиках не утихает дискуссия о советском наследии, и особенно остро встает вопрос о памятниках Ленину. Поляризация мнений обостряется, как в отношении Владимира Ленина, так и памятников, установленных в его честь.
Мы, журналистки Елизавета Ротарь из Комрата и Елена Степанова из Дубоссар, решили исследовать, насколько сегодня силен язык вражды в отношении памятников Ленину, расположенных в Дубоссарах, Комрате и Кишинёве.
Недавний случай вандализма в Гагаузи
В конце февраля этого года в селе Конгаз АТО Гагаузия произошел акт вандализма: неизвестные изуродовали памятник Ленину, который много лет находился на территории бывшей школы-интерната.
До этого подобных инцидентов не происходило.
Примар села Конгаз, Михаил Есир
Примар села Михаил Есир осудил этот акт вандализма, отметив: «Этот памятник был частью нашего исторического наследия, и такие действия вызывают глубокое возмущение. Зачем было трогать его? Это не только нарушение закона, но и кощунственное пренебрежение к нашему прошлому. Идёт расследование, и полиция будет искать виновных, чтобы наказать их по всей строгости закона».
Антонина Волкова, директорка НПО «Веста» из Комрата, выразила свою точку зрения по этому поводу: «Что касается недавнего случая в Конгазе, то существует несколько версий, и СМИ придают этому случаю разную окраску. Видимо, определённые политические группировки хотят использовать ситуацию в своих целях, пытаясь тех, кто совершил этот акт, как «плохих» и подчеркнуть необходимость борьбы с ними. Я считаю, что этот случай подчеркивает прежде всего недостатки воспитания и культурного отношения к памятникам истории. Нам нужно обратить внимание на образовательные меры, направленные на развитие уважения к культурному наследию.»
Антонина Волкова, директорка НПО «Веста»
Светлана Георгиева, директорка РЦЖНАТО АТО Гагаузия из Комрата, выразила свою точку зрения следующим образом: «Памятник Ленину был установлен много лет назад, и наши люди помнят, чтят и гордятся своим прошлым, так как сами являются его частью. Исторические памятники — это часть нашей культуры, часть нашего общего прошлого, а возможно, и будущего. Это та самая история, которая передавалась из поколения в поколение и является ценностью сегодня. Без истории мы никто. Мы должны чтить нашу историю и передавать её для наших потомков. Не надо разрушать памятники вне зависимости от того, кому они установлены. Хочу призвать всех помнить, чтить и сохранять памятники истории, потому что наша история — это наше достояние.»
Светлана Георгиева, директорка РЦЖНАТО Гагаузия из Комрата
Определение: Памятники Владимиру Ильичу Ульянову (Ленину) создавались с целью увековечить память революционера, теоретика марксизма, основателя большевистской партии и Советского государства, составляя таким образом часть скульптурной «ленинианы». Например, скульптурная композиция в Бельцах была выполнена в 1980 году скульптором Л. И. Дубиновским и архитектором С. Л. Шойхетом, который имеет мировую известность.
Стоит отметить, что Семён Михайлович Шойхет, лауреат Государственной премии Молдавской ССР в области литературы, искусства и архитектуры, родился и учился в Дубоссарах.
В настоящее время более известен термин «ленинопад» — процесс сноса и демонтажа памятников Ленину, который набирает популярность и поддержку на постсоветском пространстве.
Статистика
По данным газеты «Московский комсомолец», на 2003 год в России насчитывалось около 1800 памятников Ленину и до двадцати тысяч бюстов. База данных на сайте leninstatues.ru/place/moldova содержит информацию о более чем 10 000 памятниках Ленину в странах СНГ. В Республике Молдова, согласно этому источнику, зафиксировано 40 существующих памятников, большинство из которых в левобережье Днестра.
В советское время каждый более-менее крупный населённый пункт имел памятник Ленину — вождю мирового пролетариата. Это считалось нормой, и отсутствие памятника Ленину воспринималось как признак политической неблагонадёжности населённого пункта. С тех пор прошло более 30 лет. Как изменилось отношение к памятникам Ленину, используется ли в этом контексте «язык вражды», мы постарались узнать у наших современников.
«Прогулки памяти»
Видео опрос среди граждан, которым были заданы следующие вопросы:
1. Кому установлен этот памятник?
2. Какие чувства Вы испытываете, когда смотрите на этот памятник?
3. Насколько актуален этот памятник сегодня?
Елена Чолак, г. Комрат
— У нас в Комрате памятник Ленину — первому руководителю СССР находится прямо напротив церкви, что уже довольно странно. Некоторые люди, в том числе и я, возмущены этим обстоятельством.
Но есть и другие люди, которым нравится этот памятник. И даже не представляю, как поступили бы и те и другие, если бы местные власти решили бы снести этот памятник. Возможны народные волнения.
Жители Комрата разных возрастов по-разному относятся к Ленину, как к исторической личности, так и к самому памятнику вождю пролетариата, видимо поэтому, он по-прежнему актуален.
Татьяна Колесникова, г. Бендеры.
— Помню, как в Бендерах у памятника Ленину школьникам повязывали красные галстуки, торжественно принимая их в ряды пионеров, в том числе и меня. Сам монумент в День рождения вождя усыпали тюльпанами и сиренью. И сегодня в Бендерах тех, кому дорога история, общественники каждый год приглашают 22 апреля на церемонию чествования. Люди приходят, не так много, как в советское время, конечно, но приходят, приносят цветы, произносят речи. Из этого можно сделать вывод, что памятник Ленину актуален и сегодня для определённой категории людей, чаще всего это люди преклонного возраста.
Архивное фото: газеты «Приднестровье».
Тамара Князева, г. Кишинёв
— Кому установлен это памятник знают все, мои ученики точно знают. Это памятник Владимиру Ильичу Ленину, основателю Советского государства. К сожалению, в Кишинёве памятников Ленину не осталось, один-единственный и тот из центра города убрали и перенесли в другое место. Для меня этот человек особенный, его отец — Илья Николаевич Ульянов, был учителем моего прадедушки — основателя нашей педагогической династии. Значит и памятник особенный, так как связан с моей семьёй. Любой памятник, который связан с историей страны или города должен сохраняться. И это, я считаю большой грех, когда народ забывает свою историю.
Glenn Möllergren, социальный исследователь Лундского университета (Швеция), имеет степень магистра основанной на полевой работе в Молдове. Свободно владеет английским, шведским, русским и румынским языками.
— Лично я поддерживаю Ленина как политического деятеля.
Его вклад в мировую историю трудно переоценить. Он возглавил первую успешную попытку отменить капитализм и начать строить социалистическое общество, при этом он нажил себе много врагов: капиталистов, буржуазию, правых, социал-демократическую бюрократию и т. д.
Сегодня мы видим, как Ленин стал объектом ненависти ультраправых к социалистическим идеям, как сносятся памятники Ленину, чтобы придать политическую значимость капитализму, правой политике и рыночному правлению. Лично меня это огорчает. В то же время стоит задуматься о том, что сам Ленин был убежденным противником культа личности. Он вряд ли согласился бы с тем, чтобы ему ставили памятники на каждом углу, идеализировали и упрощали его до сказочного существа, как это происходило на протяжении многих лет. Если бы русская революция развивалась так, как он сам за неё выступал, сегодня не было бы так много памятников Ленину, а его достижения упоминались бы лишь как один из многих важных вкладов в развитие социализма в мире.
Что касается памятников Ленину, которые всё ещё стоят, я думаю, что они являются важным напоминанием об историческом процессе, который имеет как хорошие, так и менее хорошие стороны. Они приглашают нас задуматься как об истории, так и о настоящем и будущем.
По моему было бы большой ошибкой демонтировать их, если цель — скрыть эпоху, которую мы хотим забыть или против которой политически выступаем. В подлинно социалистическом обществе дискуссия о культе личности и наследии Ленина могла бы вестись в более трезвом ключе и, возможно, в конечном итоге привела бы к демонтажу или переносу оставшихся памятников Ленина в другие места (то же самое касается наименования улиц, площадей и т. д.).
Но сегодня мы к этому не пришли.
В то же время для Приднестровском регионе, в частности, памятники Ленину — это часть того, что является особенным и характерным. Для большинства иностранных туристов, интересующихся политикой и историей, такие памятники — самая веская причина посетить Левобережье Днестра, Памятники советского периода сегодня — самый сильный туристический магнит.
Нужны ли памятники Ленину?
Этот вопрос актуален и в Интернет пространстве. Комментарии из соцсетей.
— В историю-то, конечно Ленин крепко вошёл, но до поклонения ему он явно не дотягивает. Обычный бандит, который воспользовавшись ситуацией захватил власть.
— Церкви из-за него посносили, монастыри в лагеря переделали. Земля к себе не пускает, никак его не похоронят. Как то канализацию в Мавзолее прорвало, и кто-то сказал тогда: «По мощам и елей».…
— Если одного убил дадут десять лет, если больше двух — пожизненное. Если убил миллионы или способствовал тому, то возможно назовут вождём, установят многочисленные памятники, захоронят в мавзолее, заставят поклоняться и изучать жизненный путь. Такие времена…
— Ну что тут скажешь? Владимир Ильич Ленин — один из величайших людей не только России, но и всего человечества. Это бесспорно.
Комментарий эксперта
Валерия СУРУЧАНУ, историк, директор музея истории г.Кишинев
Вопрос об отношении к памятникам Ленина сегодня очень актуальный и злободневный. Как свободный и критически мыслящий человек, я считаю, что роль Ленина в истории не столько значима сама по себе, сколько в виде догмы, навязанной нескольким поколениям на постсоветском пространстве. Это навязывание до сих пор оказывает негативное влияние на эти общества, которые не могут избавиться от рабского мышления и страха. Культивирование его образа, особенно с точки зрения позитивного развития для современного общества сейчас уже кажется необоснованным, ведь он сделал не больше, чем сотни других философов и мыслителей, политиков и др. Позитивные изменения, которые были сделаны на советском пространстве благодаря марксистско-ленинским доктринам ничтожны в сравнении с последствиями, такими как гражданские войны, репрессии голодоморы, и, самое главное — это рабское мышление от которого мы до сих пор не можем избавиться. Эта доктрина диктатуры пролетариата, как мы видим, не смогла конкурировать с демократическими и свободными обществами. Для меня, как человека, ещё со школы постоянно переосмысляющего историю, Ленин никогда не был фигурой для идолопоклонничества. Мы — студенты, не смотря на все угрозы парторга нашего исторического факультета уволить нас из МГУ, умудрились не принять участие с открытия памятника Ленину на Октябрьской площади в Москве в 1985 году.
Что касается памятников Ленину в целом, то они для меня всего лишь символ политической системы, утратившей сегодня свою актуальность. Даже если некоторые из них выполнены в лучших традициях монументального искусства, лично для меня они потеряли свой смысл. А уж гипсовые и покрашенные бронзовые памятники, как те, что можно увидеть на дорогах в села (например по дороге в Рашков) сегодня выглядят просто нелепо.
Стоит их сохранять или нет, это надо решать самим обществам. В качестве туристической аттракции для людей с деньгами, почему бы и нет?
ВЫВОД:
Люди по-разному относятся как к личности Ленина, так и к увековечиванию его памяти в виде памятников.
В Приднестровском регионе и Гагаузии, как и в других регионах постсоветского пространства, отношение к памятникам Ленину демонстрирует широкий спектр мнений. В Приднестровье, где историческое наследие и символика Советского Союза сохраняются в большей степени, нередко можно наблюдать позитивное восприятие памятников Ленину как части общей исторической памяти региона. Для многих жителей левобережья памятники Ленину олицетворяют не только историю революции, но и стабильность и преемственность, которые они ассоциируют с советским периодом. С другой стороны, в Гагаузии, где национальная идентичность и местные особенности играют более заметную роль, памятники Ленину могут восприниматься как часть прошлого, которое нуждается в пересмотре в свете современных реалий. Здесь, как правило, преобладает мнение, что памятники, установленным в советское время, должны быть переосмыслены с учетом сегодняшних ценностей и исторических изменений.
К сожалению, именно социальные сети часто становятся широкой ареной для эмоциональных разногласий.
В социальных сетях, где люди активно обсуждают и комментируют события, связанные с памятниками Ленину, проявляется резкая поляризация мнений. В Гагаузии эта тенденция особенно заметна: обсуждения могут быстро перерастать в эмоциональные споры, где каждая сторона стремится навязать свою точку зрения. На левобережье Днестра, где сохранение советских символов и памятников воспринимается, как часть культурного наследия, пользователи могут активно защищать исторические памятники, выражая недовольство по поводу их критики или предложений о сносе. В Гагаузии, напротив, сторонники переосмысления памятников могут сталкиваться с жесткими противоречиями со стороны тех, кто считает их символикой прошлого, которая должна оставаться неизменной. Социальные сети часто становятся площадкой для распространения крайних мнений и оскорблений, что усугубляет общественные конфликты и усиливает напряженность. В результате, дискуссии о памятниках Ленину нередко превращаются в поле битвы за политическое и идеологическое влияние, что затрудняет конструктивное обсуждение и поиск компромисса.
Компромиссным может быть решение, принятое самими гражданами демократическим путём.
В условиях острых споров о памятниках Ленину в Приднестровском регионе и Гагаузии, по мнению авторов статьи, оптимальным решением может стать разработка и принятие решения самими гражданами через демократический процесс. Это может включать проведение общественных обсуждений, локальных референдумов или опросов, в которых участвуют все заинтересованные стороны. Демократическое участие позволяет учесть мнения и интересы разных групп, что способствует выработке более сбалансированного и приемлемого для большинства решения.
Такой подход помогает создать открытое и прозрачное обсуждение, в рамках которого возможно достигнуть согласия или компромисса, учитывая как исторические, так и современные реалии. Принятые таким образом решения имеют больше шансов на принятие и соблюдение, так как они исходят от самих граждан, а не навязываются сверху. Это может способствовать снижению социального напряжения и укреплению общественного понимания или консенсуса в отношении памятников и их роли в современном обществе.
Данная статья подготовлена в соответствии с принципами мирной журналистики, в рамках проекта «Построение устойчивого и всеобъемлющего мира, укрепление доверия и социальной сплоченности на обоих берегах Днестра», реализуемого совместно УВКПЧ ООН, ПРООН, ООН Женщины и финансируемого Фондом миростроительства ООН (ФМС ООН).
Мнения, выраженные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают точку зрения Организации Объединенных Наций, любых связанных с ней организаций или их государств-членов.
Комментарии закрыты.