Жизнь без насилия в семье!

–  Что означает семейное насилие? Как доказать существование насилия в семье?  Как понять, где находится грань, за которой уже проявляется это социальное явление? Ведь в гагаузской семье все члены семьи обязаны подчиняться друг другу. К примеру, жена должна быть послушной мужу и полностью ему подвластна, младшие братья обязаны слушать старших, невестка в доме не должна перечить свекрови и т.д.

В нашем репортаже речь пойдет об одном из пяти видов насилия в семье: психологическом, которое, как отмечают специалисты, сложнее всего доказать, и которое, присутствует практически в каждой гагаузской семье. Это борьба свекрови с невесткой. Борьба над властью сына и мужа. Этот вид насилия сложнее доказать, так как в каждой гагаузской семье свекровь –это главный персонаж, в подчинении которой все члены семьи.

Светлана ГЕОРГИЕВА, директор регионального реабилитационного Центра в Гагаузии.

 Жертва жила с супругом и со свекровью. У неё захотели отобрать ребёнка. В принципе, насилия со стороны супруга не было, но было со стороны свекрови. Она хотела отобрать ребенка. Когда мы об этом узнали, к нам обратилась профильная комиссия с утверждением, что женщина-жертва ничего не умеет: стирать не умеет, готовить не умеет; что она плохая мать, поэтому мы у нее отбираем ребенка, ведь она не выполняет свои функциональные обязанности. Что произошло в итоге? В семье свекровь ограничила свободу женщины, оградила её полностью от всего. Она находилась в семье этой, как привязанная собачка. Ей не разрешалось вообще ничего делать. Она была сосудом, должна была родить ребенка, отдать бабушке и всё –это собственность бабушки. Ей просто давали еду, ну вот, как собачонке в тарелке. Она ничего не должна была делать, а значит, она ничего не умеет. И вот она жила почти полтора года в такой среде. Хочу вам сказать, что она в какой-то степени одичала. Когда многопрофильная территориальная   группа переадресовала ее к нам, одним из условий было – адаптировать жертву в среду и посмотреть, насколько она способна ухаживать за своим ребенком. Результат был феноменальным. Во-первых, ребенок не слезал с рук мамы. Да, она не умела готовить, не умела стирать. Ничего страшного. Социальные ассистенты научили. Вместе составляли список продуктов, вместе ходили, покупали продукты, вместе готовили. Потом потихонечку делегировали ей больше ответственность. Что произошло в итоге? Мы увидели чрезвычайно прочные детско-родительские отношения и огромную привязанность ребёнка. Я вам передать не могу!.. В итоге, когда они вышли из нашего центра, жертва стала совсем другим человеком. Ребёнок был в высокой степени зависим от мамы. Он понял, что такое мамин запах, что такое материнская любовь. Понятно, что вот эта связь очень и очень тесная.

– История, о которой рассказала Светлана, довольно неординарная. Жертва насилия –молодая невестка, не захотела с нами встретиться. Она испугалась говорить на эту тему. Да и мы не будем озвучивать её имя ради её же блага. Но этот пример молодой женщины стоит того, чтобы о нём говорили в обществе, так как стереотип «Сор не выносим из избы» до сих пор живёт в наших регионах.

VOX:

– Я думаю, что насилие, к сожалению, в нашем обществе присутствует, и наверняка таких случаев больше в процентах, чем мы думаем. Оно такое, знаете, скрытое. У нас об этом не принято говорить, потому что сор из избы не выносят и т. д. Я думаю, что это должно освещаться в большей степени, надо об этом говорить и пресекать это.

– Доказать факт семейного психологического насилия очень сложно. Многим девушкам стыдно об этом говорить, а обсуждать это открыто в обществе и в СМИ не каждая жертва готова. Именно поэтому большинство жертв насилия в семье терпят агрессора очень долгие годы, а может быть и всю свою жизнь.

Алена КАРА, психолог регионального реабилитационного Центр в Гагаузии:– К нам приходят многие девушки, у которых 10-летние истории насилия в семье. Я уверена, что в эти семьи приходили из полиции, были предприняты какие-то меры… Мы видим, что эта не та ситуация, когда жертва молчит. Она обращалась, но не было результата. Да, были решения о штрафах. Но эти деньги «уходят» из семьи. Если есть предписание о не приближении, то оно действует от одного месяца до 3-х, и потом агрессор возвращается в тот же дом…

 То есть как-то решить кардинально этот вопрос очень сложно. И очень хорошо, что мы можем предоставить такую помощь, когда можем вытащить жертву из той среды. Она может у нас здесь побыть, прийти в себя, успокоиться, снизить стресс, потому что ей не нужно больше прятаться или ждать очередного скандала. Да она может просто выспаться. Мы знаем, если это насилие супружеское, то оно обязательно проявляется после потребления алкоголя. Это и вечером, и ночью.

– Часто насилие в семье, причиной которого становится её глава, от которого страдают другие члены семьи, заканчивается уголовным преследованием. Как отмечает депутат народного собрания Гагаузии Георгий Лейчу, бывают случаи, когда агрессор-муж, будучи в алкогольном состоянии угрожает расправой, и жертвы насилия обращаются за помощью и к депутатам.

Георгий ЛЕЙЧУ, депутат НСГ:

Насильниками в большинстве своём случаи являются мужчины. В значительной степени все эти преступления совершаются в состоянии алкогольного опьянения. Это тоже очень такой характерный момент. Применяется насилие, как правило, в отношении женщин, жены, сожительницы, детей. Не редко имеет место, когда это насилие применяется в отношении всех членов семьи. Психическое воздействие оказывают…

Буквально недавно ко мне обратилась жертва с просьбой помочь ей, чтобы выйти из ситуации, когда глава семьи не просто применял насилие, но и угрожал убийством. Это лицо привлекается сейчас к ответственности. Одновременно были приняты меры в отношении него, о недопущении проживания совместно с членами семьи. Сроком на 3-месяца. Сейчас это часто применяется к агрессору. Полиция тоже наделена этим правом: «не допускать контакта агрессора с жертвой». Таких случаев у нас более чем достаточно. Уверяю Вас, на практике, ежегодно, по Гагаузии, наверное, несколько десятков таких уголовных дел, которые   заканчиваются вынесением уголовного приговора.

– Не замечать, игнорировать, оправдывать и находить аргументы в защиту того, кто действительно виноват, – симптомы нездоровых отношений, которые чаще всего именно женщина старается по каким-либо причинам сохранить. На самом деле постоянные ссоры, скандалы и слезы – это обычные симптомы болезни, просто многим неприятно это признавать.

Светлана ГЕОРГИЕВА, директор регионального реабилитационного Центра в Гагаузии:

– От того, что женщины просто боятся обращаться за помощью и получать пакет бесплатных социальных услуг, из-за тенденции, которая у нас есть, менталитета у нас есть некая дискриминация, некие устои, которые передавались из поколения в поколение ещё нашими бабушками, дедушками, прабабушками. «Ни в коем случае ссор из избы выносить нельзя!» «Это только между мужчиной и женщиной должно оставаться!» И вроде бы 21 век – век информационных технологий… Но, к большому сожалению, именно в глубинных маленьких населенных пунктах мы всё ещё видим эту тенденцию. Конечно, очень важным элементом является то, что люди не столько боятся, сколько  испытывают некое предопасение, недоверие к Центрам. Не верят, что могут обратиться и получить помощь, ведь мы новое учреждение.

Светлана МИРОНОВА, директор Офиса Народного Адвоката Гагаузии:

Стереотип: «стерпится – слюбится» здесь не работает, потому что медовые месяцы случаются все реже и реже, а насилие все чаще и чаще. Во-первых, нужно оценить ситуацию, посмотреть на нее другими глазами. Для этого у нас сегодня оказывается психологическая помощь жертвам. Есть Центры дружественной молодежи, есть много психологов, есть открытые Центры для оказания помощи жертвам, в том числе и у нас в комратском районе в селе Кирсово. То есть жертве необходимо постараться в начале хотя бы осознать ситуацию.

Во-вторых, конечно, если Вы видите, что Вашей жизни действительно что-то угрожает, в срочном порядке обращайтесь в правоохранительные органы, к сотрудникам полиции, которые имеют возможность вынести незамедлительное предписание, то есть выселить агрессора сроком до 10-ти дней. За это время у вас будет возможность обратиться в суд, причём согласно Закону о насилии в семье суд обязан в течение 24 часов рассмотреть и установить определенную меру защиты.

Вы имеете возможность воспользоваться юридической помощью бесплатно, потому что назначается адвокат, который оказывает всю необходимую юридическую помощь. Далее следует установленные Законом меры защиты, которые определяются Судом. Допустим, запрет агрессору приближаться к жертве и ее детям. Этот запрет действует вплоть до 3-х месяцев с последующим возможным продлением.

За это время можно уже разрешить все необходимые вопросы, в том числе с продажей общего имущества, с переездом, с местом работы, с местом жительства. Агрессор в том числе контролируется через ношение специального браслета, то есть сегодня сотрудники полиции могут оказать всю необходимую помощь.

– Право «Жить без насилия в семье» предусмотрено во Всеобщей декларации прав человека. Конституция РМ устанавливает, что все граждане Республики Молдова равны перед Законом и перед государственными органами. Государство гарантирует каждому из нас право на жизнь, физическую и психологическую неприкосновенность.  В Гагаузии работает государственный реабилитационный Центр жертв насилия в семье. Он был открыт благодаря финансовой помощи Программы ООН совместно с исполкомом Гагаузии. Центр предоставляет услуги психолога, социального ассистента, юриста и медицинской помощи. Центр способен разместить до 18 человек. И финансируется из бюджета РМ.

Согласно данным ООН (Организации Объединенных Наций) в 18  странах муж может официально запретить жене работать. В 39  странах мальчики и девочки имеют разные права на наследство. В 49  странах отсутствуют Законы, запрещающие домашнее насилие.

Проект поддерживается Посольством Финляндии. Представленная информация не отражает точку зрения Посольства Финляндии. Коучинг предоставлен экспертами HomoDiversus и Медиа центра.

 

Вам также могут понравиться

Комментарии закрыты.

Этот веб-сайт использует файлы cookie, чтобы у вас был лучший пользовательский интерфейс. Принять Конфиденциальность

Политика конфиденциальности