Есть люди, которым выпала в жизни трудная, но достойная судьба. На их пути уготовлено множество препятствий, трудностей, несправедливости и непонимания. Однако, такие люди, как правило, никогда не сдаются, не опускают руки, а только ещё больше пытаются бороться с этим и мотивируют себя на создание чего-то очень важного, большого, ценного и нужного для своего народа.
Семен Васильевич Пометко очень любил свой гагаузский народ и посвятил всю свою жизнь развитию его культуры. «Голыми руками» он создал «визитную карточку» нашей Автономии, и сегодня его детище — образцовый ансамбль песни и танца «Дюз Ава» — прославляет Гагаузию по всему миру.
О творческом пути, непростой, но насыщенной и короткой жизни рассказала сестра маэстро — Кунчева Прасковья Васильевна.
ДЕТСТВО
Семен Пометко родился в зимний морозный день 7 февраля 1951 года шестым, самым младшим ребёнком в многодетной крестьянской семье плотника и домохозяйки, в городе Комрат. Его рождение после смертей двух братьев было долгожданным и радостным событием. Семья окружила младшенького любовью, заботой и лаской, а он в ответ радовал всех своим необычным «талантом».
«Будучи очень маленьким, он брал маленький деревянный стульчик, переворачивал буквой «П» и пальчиками на нем настукивал разные ритмы, при этом что-то напевая. Это уже говорило о том, что у ребёнка есть какие-то способности«.
Имя — Семён — мальчику было дано не случайно: во-первых, через 10 дней после его рождения — день ангела Семёна, а во-вторых, дедушку мальчика звали Семёном.
По исполнению 7-ми лет, в 1957 году, он пошёл учиться во вторую школу. Учился хорошо, одинаково любил что языки, что точные науки. Очень любил читать.
«Где-то в 4-ом классе, я помню, у него была книга конструктора Яковлева, он очень хотел стать лётчиком. Но через год у него заболело сердце. Когда он попал в больницу, уже сам понял, что мечте не суждено сбыться, в силу здоровья«.
Тогда Семён увлёкся музыкой. Его музыкальный путь берет начало с тогдашнего Дома пионеров, куда он ходил на кружок моделирования. Однажды он подошёл к директору Дома, Анатолию Алексеевичу Маринову, и сказал: «Я хочу играть на кларнете«, на что тот ему ответил:»Нет, Сёмочка, на нем очень трудно играть. Давай я тебя посажу на бас. Этот инструмент — главный в ансамбле«. Маринов обучил Семена музыкальной грамоте и игре, и впервые, 7 октября, маленький басист играл в составе ансамбля.
В 7-ом классе он хотел создать небольшую музыкальную группу из школьников, с которыми учился, но для этого нужны были инструменты. И тогда директор второй школы, Семён Израилевич, заметил талант одарённых ребят и купил все необходимое: гитару-бас, соло-гитару, ритм-гитару, барабан, и группа выступала на всех школьных мероприятиях и музыкальных вечерах.
«У нас с братом много общего было. Мы и по духу близки, и интересы одинаковые: я люблю читать, и он тоже. В школе я все время пела, и он любил петь. Мы с ним очень много читали, и даже приносили и дарили друг другу книги. Например, когда во время учёбы в Институте, я приходила домой и читала «Педагогическую поэму», а он увидел и говорит: «А что ты читаешь? Дай и я прочту», я ему давала, а когда просила обратно получала: «Ну подожди, сначала я прочту, а потом ты». Он был очень начитанным, запоминал разные фразеологические выражения. Его любимым писателем был Ремарк» — вспоминает сестра.
ЮНОШЕСТВО И ПЕРВЫЙ СОСТАВ АНСАМБЛЯ
После окончания школы Семён не задумывался, куда пойти учиться дальше — он уже знал, что посвятит себя музыке. В Кишинёве в 1967 году поступил в музыкальное училище имени Ш. Няги на отдел струнных инструментов по классу контрабас. Во время учёбы его пригласили играть в составе ансамбля «Веселия», а в 1970 году они выступили в Дрездене на фестивале советской молодёжи, специально для которого им пошли костюмы в Москве.
Из воспоминаний Семёна Пометко: «По окончанию муз. училища Няги, меня направили в Комрат, было это в июне 1971 года. Буквально, через несколько дней из Кишинева приходит приказ-просьба: «надо создать ансамбль песни и танца». Эта работа была поручена мне, как молодому специалисту, рвущемуся в бой, способному горы свернуть«.
Некоторых музыкантов Пометко выбрал из местного эстрадного оркестра, под руководительством Василия Федоряну, но так как его целью было создать народный гагаузский ансамбль, то нужны были «народники», играющие на кауше, гайде, цимбале, нае. И он стал сам искать музыкантов и инструменты. Через месяц ансамбль был создан и начал работать. Конечно, Семён Васильевич немало усилий приложил, чтоб ансамбль выступил на уровне: надо было и балетмейстера найти, и песни гагаузские написать, и оркестровые произведения.
Сам ансамбль не мог оставаться безымянным, и заведующая в Доме Культуры Белла Семёновна Тануркова исправила положение, дав гордое имя — «Дюз Ава», что в переводе на русский означает «Плавная Мелодия». С этого момента и началась история ансамбля. Через пять месяцев, в ноябре, «Дюз Ава» выступила в Кишинёве на конкурсе художественной самодеятельности в костюмах и с танцевальной группой, где получила свое первое звание — «народный ансамбль».
«Из «сторожил» ансамбля входил отец Валерия Тимофей, игравший на кауше, цимбалист Пётр Узун, саксофонист Костя Рушика, Филев играл у него, Георгий Стаматов, Георгий Курдев, которого Сёма полностью сам обучил игре на аккордеоне. Первые певцы, я помню, были Георгий Дудогло и Мария Кысса. Очень интересно он скрипачек выбирал. Пошёл на экзамен в музыкальной школе, внимательно прослушал всех кто как играет, а потом просто сказал, указывая: «Ты, ты и ты. С этого момента вы приняты в «Дюз Аву» и будете там играть». Конечно, это ещё были дети, им было по 13-14 лет и они были безумно рады. А сколько он потом с ними работал, чтобы они достигли того уровня, который ему нужен. Он посылал их учиться — кого в музыкальное училище, кого в Консерваторию. Очень многим помогал получить профессиональное музыкальное образование«, — отмечает Прасковья Кунчева.
ЖИЗНЬ «ДЮЗ АВЫ»
Помимо концертов и гастролей по Молдове, ансамбль выступал и за её пределами — в 1973 году на выставке «Народные достижения» в Москве получил медаль за участие.
Свадьба с Марией Васильевной Пометко (Полицемерской) состоялась 8 мая 1976 года, и в том же году он поступил в Кишиневский Институт Искусств имени Музическу, а через год у них родился сын Роман.
В 1978 году, после тщательной подготовки, ансамбль поехал в Венгрию, где выступил перед работниками посольства Советского Союза в День Победы. «Знаешь, вот выступаем перед посольством, где очень грамотные и музыкально образованные люди сидят, выступаем, играем 5-6 номеров, а в зале молчок! Зал молчит, как будто никого нет! А потом… начинают апплодировать, все больше, больше, и к концу так громко хлопали, что я понял, что все прошло хорошо и нас приняли. А после концерта меня стали спрашивать: «Кто ты такой?», а я не понимаю и говорю: «Как кто? Музыкант» — «Нет, кто ты такой? Вы с таким азартом играете, что аж искры летят. Ты, наверное, цыган?» — «Нет» — «Ты молдаван?» — «Нет» — «Ты болгар?» — «Снова нет» — «Так кто же ты?», а я им гордо отвечаю: «Я — гагауз!» – из воспоминаний маэстро.
Чего скрывать, этот концерт, подтверждающий стиль работы и высокую ответственность, удался на славу, сам маэстро был очень счастлив, говорил, что сыграли так, как нигде не играли. Вот что значит подготовка, многочасовые репетиции и трудолюбие.
Следующей остановкой была БАМ. В 1979 году, во время стройки Байкало-Амурской магистрали (а там трудились и наши земляки из Комрата) рабочие услышали про такой ансамбль и потребовали, чтоб он туда приехал. «Дюз Ава» отправилась в эту длинную дорогу, чтоб выступить перед рабочим классом, ведь её там ждут! И случилось так, что по дороге пропала папка с партитурами абсолютно всех инструментов. Можно сказать, ансамбль остался без музыки. И что вы думаете? Опозорились? Обратно уехали? Сыграли лучшего прежнего! Всего за одну ночь гениальный композитор Семён Пометко по памяти восстановил абсолютно все партитуры. Одна ночь. Далее были концерты в воинской части в Чигирях, в Иркутске.
В 1981 выступление на конкурсе «Ла ватра хорелор», в это же время свою творческую деятельность в составе ансамбля начинает молодая артистка Елена Стульнева, которую прозвали «маави чичек», так как с этой песней она принесла «Дюз Аве» серебро на песенном конкурсе в Кишинёве.
В 1990 году ансамбль и сам руководитель получили медали за выступление в Турции в Селифке на большом фольклорном фестивале.
В 1993 году на факультете национальной культуры КГУ Семён Васильевич, по своей инициативе, создал специальность «музыкальное образование», сам набрал студентов, ходя по селам в поиске талантливых ребят, обучил и выпустил в 1998 первую группу. Многие те студенты играли у него в ансамбле: Вячеслав Якимов (кларнет), Александр Щеголев (контрабас), Иван Нягу (аккордеон).
Маэстро успел выпустить, к сожалению, единственную аудиокассету в апреле 1998 года, в сотрудничестве с Türksoy, TIKA и при помощи Пашалы Петра Михайловича, который был председателем Народного Собрания. Сама кассета была растиражирована в Болгарии. И песни, где поют Иван Тичек, Ион Басс, Елена Стульнева, и оркестровые произведения записывались в студии в Кишинёве.
«Конечно, он умер рано, совсем не в свое время. Он много планировал. Первое, чего он больше всего жаждал, это чтоб в ансамбле было не три скрипачки, а хотя бы пять. Потом он очень хотел создать детский ансамбль, чтоб учить детей от 7 до 12 лет петь наши гагаузские песни. Но смерть оборвала его мечты. Все планы остались невыполненными. А случилось все по нелепой случайности.
В 1998 году, когда ещё были колхозы, всегда в январе приходили пленумы сельзохработников с участием секретарей Райком партии Кишинева, Молдавии и они подводили итоги, ставили новые задачи. И вот после этого пленума он должен был дать в Доме Культуры концерт. Понятно, что перед ним надо провести репетицию. Но один музыкант пришёл на репетицию без инструмента. Он забыл его. Что делает Сема? Садится за руль, едет за инструментом. На улице мокрый снег, дороги скользкие, камаз врезается в его машину и руль заходит ему в грудь. Но несмотря на это, концерт он дал, отыграли. А нам он ничего не сказал, все сам переживал, в себе держал. И в том году у него начались всякие болезни, но он не любил к врачам обращаться, потому что на это тоже были основания.
В 1987 году ему ампутировали ногу из-за халатности и равнодушия врачей. 23 февраля мне позвонила мама и сказала, что Сема не может на ногу наступать. Он был с ансамблем в Конгазе, готовились выступить традиционно на Мэрцишор. Это был тромб и его можно было вылечить в Кишиневе, если бы врачи сразу предприняли какие-то действия, но… они просто оставили его. А 5 марта прошла операция.
Сёма страшно переживал, он не представлял, что это будет, он вообще не хотел жить, говорил, как я выйду перед ансамблем на одной ноге? Конечно, были протезы, но и они были неудобные, приносили дискомфорт, боль. Он их когда снимал, его нога вся в крови была. Когда уже чувствовал, что скоро покинет этот мир, сказал жене: «Я жил мало, но я сделал то, что я хотел. И я думаю, что народ меня будет помнить..» В октябре 1998 года ему поставили диагноз — рак лёгких. Лежал он недолго, до 5 декабря. А ему было всего 47 лет… «
Несомненно и бесспорно, Семён Васильевич Пометко внёс огромный вклад в нашу гагаузскую культуру. Всё, что Гагаузия сегодня имеет и чем гордится — все это дело его рук и всей его жизни. Первопроходец, создатель, основатель первого гагаузского ансамбля «Дюз Ава», который носит его имя и бессменный руководитель в течение 27 лет.
Наше правительство должно увековечить память этого великого человека своего народа. Ни памятных дней в Университете, ни финансовой помощи его жене нет. Даже памятника в Комрате, где он родился и создал свое детище тоже нет. А ведь ежегодные концерты ансамбля в память маэстро собирают полный зал любителей творчества «Дюз Авы» и всегда заканчиваются бурными и продолжительными аплодисментами.
«Он работал на износ. Он никогда не жалел себя. Это было самосожжение. На первом месте всегда было дело, которому он посвятил всего себя. Но сам он был очень скромным человеком, никогда не говорил о себе или делал что-то для себя. Таких, как он, больше нет«.
Помните, пока человек жив в человеческой памяти — он бессмертен. Семён Васильевич будет жить в наших сердцах вечно.
«Есть люди счастливой судьбы. Но «счастливой» не в том смысле, что жизнь их щедро наградила всеми дарами, — напротив, путь этих людей очень труден и тернист. Перед ними стоят преграды, но они идут, потому что это — их путь, он единственный. И идут они ради того, чтоб достичь своей высокой цели, чтобы жить для народа и служить народу — таков человек».
Комментарии закрыты.